Skip to the content

Петербург – «потерянное время» Марка Шагала

Рядом с мини-отелем Tuman в Перекупном переулке под №7 стоит унылая серая пятиэтажка. Здание дореволюционной постройки в плачевном состоянии: грязный потрескавшийся фасад, осыпавшаяся штукатурка, прогнившие трубы, тараканы и крысы в подвале.

Вроде ничего необычного – в Петербурге таких домов пруд пруди. Развалится - не жалко, новый построят. С точки зрения архитектуры он не представляет никакой ценности.

Но есть в истории этой пятиэтажки один светлый период – с 1915 по 1918 год здесь жил Марк Захарович Шагал - самый известный художник-авангардист 20 столетия.

Он занимал квартиру №20. И мечтал вернуться обратно в Париж – город, который стал для него второй родиной. Петербург же никогда не был близок живописцу.

Впервые в Северную столицу Марк приехал в 1906 году. 18-летний юноша только начал обучаться живописи, но уже был уверен в том, что прославится. 

Он покинул Витебск против воли родителей, с жалкими грошами в кармане, без связей и вида на жительство (евреи тогда могли селиться только в определенных городах – резервациях, для остальных мест надо было получать специальный документ). Он спешил заявить о себе всему миру.

Марк выбрал одно из самых престижных учебных художественных заведений – и провалил вступительные экзамены. Это был сильный удар по самолюбию.

Но юношу поддержали: отец достал временное разрешение, бывший учитель из Витебска Юдель Пэн пристроил на работу ретушером, нашелся меценат – адвокат Гольдберг.

Это позволило продолжить учебу – Шагал поступил в школу Императорского общества поощрения художеств под руководством Рериха. Но самобытная манера письма, от которой самоуверенный упрямец не хотел отказываться, не нашла одобрения у многих преподавателей.

Марк вернулся домой - этот период своей жизни он называл «потерянное время».

Спустя несколько месяцев Шагал предпринял вторую попытку завоевать Петербург. В этот раз ему повезло больше – он сразу же поступил в художественную школу, где преподавал Лев Бакст.

Учитель оценил картины молодого таланта и посоветовал уехать в Париж – с таким вольным взглядом на искусство в мировой столице живописи прославиться легче. Российская публика слишком скованна в своем восприятии.

В 1911 Шагал уехал. Уже через 3 года к нему пришла известность. Появились заказы, персональные выставки, деньги, а значит можно было возвращаться в родной Витебск, чтобы жениться на Берте – девушке, которую Марк любил.

Ее родители были против неравного брака: отдать дочь богатого ювелира за сына грузчика – безумие. Но дети настояли на своем – свадьба состоялась.

А затем началась Первая мировая война. Границы закрыли, Шагал опять возвратился на Неву. Чтобы прокормить семью, он поступил на службу в военно-промышленный комитет – снова пустая трата драгоценного времени и сил.

Потом были революция, руководство в созданной им художественной школе в Витебске, работа с беспризорниками в Москве и, наконец, в 1923 году долгожданная эмиграция во Францию.

Шагал вернулся в Северную столицу лишь однажды, всего на несколько дней – в 1973 году прошли его выставки в Ленинграде и Москве. Больше в Россию он не приезжал.

Как пройти от мини-отеля Tuman: из арки на Невский проспект, затем направо до перекрестка и опять направо, идите по Перекупному переулку до дома №7.